Сравнительные возможности компьютерных компонентов можно оценивать только в составе компьютных систем эквивалентных конфигураций, выполняя тесты, связанные с решением конкретных задач
Евгений Рудометов
Оценивая возможности центральных процессоров (далее — процессоров), как и графических адаптеров на дискретных элементах (видеокарт), и модулей оперативной памяти, и накопителей на жестких магнитных дисках (жестких дисков, HDD), часто оперируют показателями их производительности.
Несмотря на многочисленные примеры, подобные оценки, указанные без приведения компьютерных конфигураций, строго говоря, не являются корректными. Дело в том, что все эти компоненты не могут функционировать индивидуально, то есть в отрыве от других элементов. Это означает, что они проявляют все свои свойства, работая лишь в составе компьютерных систем.
Все это означает, что сравнительные возможности компонентов можно оценить только в компьютерах, желательно эквивалентных конфигураций (по влиянию на производительность систем), выполняя тесты, связанные с решением вполне конкретных системных и прикладных задач.
Именно так можно оценить влияние тактовых частот процессоров, их многоядерности, многопоточности, размеров кэш-памяти второго и третьего уровней, а также графических адаптеров, модулей оперативной памяти и жестких дисков с целью выбора оптимальной комплектации для формирования необходимых компьютерных систем.
При этом необходимо учитывать, что нередко даже массовые современные мобильные и настольные компьютеры предоставляют часто избыточные вычислительные ресурсы для решения традиционных задач пользователей.
Так например, для выполнения офисных задач, как правило, достаточно систем даже с одноядерными процессорами с тактовой частотой 1,5-2 ГГц, но для проигрывания видео стандартов HD потребуются уже двухъядерные варианты, а для любителей высокодинамичных игр не покажутся избыточными системы и с четырех- и даже шестиядерными процессорами, дополненными видеоподсистемами, созданными из нескольких мощных видеоадаптеров на дискретных элементах.
Выбирая же процессоры из разных типов, моделей и микроархитектур, целесообразно помнить, что на эволюцию этих элементов значительное влияние оказывают особенности технологических процессов. Дело в том, что стоимость производства процессоров сегодня очень высока и для окупаемости требуется реализовывать их уже миллионами. Это привело к тому, что и в ноутбуках, и в настольных компьютерах в семействах каждого производителя процессоров используются модели практически одинаковых микроархитектур с интегрированными контроллерами памяти, а в последнее время — и со встроенными в состав процессоров сравнительно мощными графическими средствами (рис. 1, рис. 2).
Сегментирование полупроводниковых кристаллов, которые являются основой процессоров разных моделей, осуществляется на заводах во время их тестирования.
Наличие современных графических средств в процессорах позволяет широко использовать в компьютерах возможности встроенных видеосредств, не прибегая к помощи внешних видеоадаптеров, созданных на основе дискретных элементов.
Возможности же интегрированных в состав процессоров видеосредств в совокупности с несколькими вычислительными ядрами позволяют решать, пожалуй, подавляющую часть традиционных пользовательских задач. Исключение же составляют высокодинамичные игры, для которых требуются компоненты и конфигурации компьютерных систем максимальных возможностей, а иногда даже предельных для текущего уровня развития компьютерных технологий.
Рис. 1. Процессор Intel Core i7 / i5 / i3 микроархитектуры Sandy Bridge
Рис. 2. Процессор AMD A8-серии
Некоторые подробности выбора приведены в следующей части данной статьи.
>> Часть 2